Художник-живописец Валерий Гаврилин родился в 1969
году в городе Балаково Саратовской области Активно начал работать с
1990-х годов. С 1998 г - участник выставок городских, областных,
региональной молодежной выставки в Москве (2001 г). В 2001 году на
молодежной выставке-конкурсе получил Диплом I степени по номинации
"оригинальное использование материала". Работы художника находятся в
Балаковской городской картинной галерее, Саратовском государственном
художественном музее имени А. Н. Радищева, в частных собраниях г
Балаково.
Технику живописи Валерий постигал сам. Обучался,
работая в мастерских рядом с балаковскими художниками Александром
Подгузовым и Антоном Придворовым и одновременно изучая творчество
великих мастеров живописи Запада и Востока прошедших времен.
Близкими ему оказались живопись средневекового Китая, японская
гравюра, традиционные изображения Будды, творчество Мантисса,
Модильяни, наивное искусство художников-примитивистов. Отголоски
всего этого можно видеть в работах В. Гаврилина. Но главное в его
творчестве - мир, созданный в картинах, отражающий внутреннюю
сущность самого художника.
В конце 1980-х годов Валерий увлекся дзэн-буддизмом.
Эта восточная философия стала определяющим моментом в его жизни и
творчестве. Главное для него - созерцание, медитация и - как
результат - концентрация на процессе творчества, акте написания
картины.
Началом процесса творчества, как правило, является
музыка - джаз и рок-джаз, сама по себе способствующая медитации. Но
когда начинается работа над созданием образов на картине, художник
остается с живописной поверхностью один на один. Музыка же остается
в подсознании, и ее ритмический строй перетекает в композиционное
построение картин.
В картинах Валерия Гаврилина мир не конкретен, но
иногда объекты, воспринимаемые интуитивным сознанием художника, дают
темы для живописных работ.
Название выставки "Фотографии дилетанта" обозначает
конфликт между живописью и фотографией. Идея была такая художник,
решив отдохнуть от живописи, взял в руки фотоаппарат и начал
фотографировать. У непрофессионального фотографа получились бы
фотографии дилетанта. И Валерий создает ряд живописных произведений,
как бы - "фотографий" ("Машенька", "Детская фотография", "Большая
фотография" и др. ) Но поскольку эти "фотографии" выполнены в
технике живописи, то подмена понятий в сочетании со стилистически
наивным примитивом наполняют произведения тонкой иронией.
К этой серии работ примыкает другая, задуманная
автором как календарь по работе на каждый месяц. Серия еще не
завершена. Пока на выставке экспонируются работы с двойными
фигурами, что сближает их с фотографией, умножающей и тиражирующей
изображения. Это "Секретарши" - сентябрь, "Элегантные женщины" -
август и "Клерки" - декабрь "Случайность" срезов фигур в
произведениях Валерия не что иное как прием, также подсказанный
темой "Фотографии дилетанта" Элементы "выхваченного" кадра,
фрагментарность композиций таких работ, как "Завтраки в голубой
обертке", "Ужин методистов", "Коридор", изящество линий, точность
чистой формы, накладываясь на сине-голубые, фиолетовые тона, создают
ощущение нереальности происходящего.
Картины Валерия Гаврилина похожи на воспоминание, на
видение, на откровение, явившееся художнику.
Елена Слухаева