Серов
Сергей Георгиевич родился 29 мая 1948 года в Хвалынске. В1975 году
закончил живописное отделение Саратовского художественного училища им.
А. П. Боголюбова. По окончании Московского полиграфического института в
1983 году, сотрудничал с Приволжским книжным издательством как художник
книги, Серов оформил более 30 книжных изданий. Живописец, график.
Постоянный участник городских, областных, зональных выставок.
Персональная выставка, приуроченная к 50-летию со дня рождения, не
первая в творческой биографии художника. Персональные выставки 1988,
1995гг. в стенах Балаковского филиала Саратовского государственного
художественного музея им. А.Н. Радищева дали возможность Серову наиболее
полно показать свои работы, а зрителям позволили ближе познакомиться с
его творчеством.
Персональная выставка 1996г. в залах Радищевского музея г.
Саратова доказала, что он сформировался в интересного художника с
устойчивым кругом тем, -собственным мироощущением, с определенной
направленностью поисков. Широк диапазон творчества художника. Его
интересуют портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина. Подобно
встрече с интересным человеком воспринимается один из последних
портретов художника "Портрет Б.Бородиной". Подобным "рыцарю искусства на
фоне Хвалынского ландшафта" - по словам С.Серова написан им портрет
любимого земляка - великого русского художника п.С. Петрова-Водкина
ощущение гармонии, внутреннего родства, доброты пронизывает групповой
портрет семьи "Август". Натюрморт - один из самых любимых жанров
художника. Натюрмортность -определяющая особенность его художественного
видения в 80-ые годы, Серов любовно изучает среду вещей. В парке
культуры, в домашнем интерьере он находит близкое сердцу и показывает
эту красоту, но с большой эстетической требовательностью и к себе, и к
зрителю.
В 80-ые годы - период становления художника, "...его не
интересуют конфликтные столкновения человеческих характеров,
беспокойство и бурные движения в природе. Он склонен воспринимать,
прежде всего, гармонию как в отношениях между людьми, так и в мире вещей
и природы. Начало 90-х годов - это иной этап в творчестве Серова:
усложнен диапазон творческих поисков, расширен круг жанров и тем. В
1991-1992гг. художник обнаруживает в себе потребность выйти за рамки
какого-то вида творческой деятельности. И пробует себя как керамист. К
началу 90-х годов относятся и живописные "Натюрморт с муляжами"
(1990г.), "Воспоминания о будущем" (1993г), цикл "Окаянные дни"
(1993г.), где художник разрабатывает нравственно-этическую проблематику,
поставленную в русском искусстве еще Ливановым.
Работы этой серии отличаются неконкретностью,
вневременностью, и от того каждый зритель для себя может вывести свой
ассоциативный ряд. В этих работах Серов прибегает к сложной метафоре,
что делает его диалог со зрителем более напряженным и глубоким.
Обобщение в некоторых из них доведено до степени символа. Завершает эту
серию полотно "Без названия" (1998г) Особое место в последнее время в
творчестве Серова занимают общечеловеческие темы. Работы полиптиха
"Провинциальный жанр" (1990г.)изображающие людей и предметные приметы
времени, являются выразительными и проницательными свидетельствами
исторического миропредставления художника. Зритель легко чувствует, что
ненавистно и враждебно художнику, а что ему бесконечно дорого и близко.
Чувствуется, что рождение последних работ автора связано с задачей
выражения его жизненных наблюдений и раздумий, с желанием ощутить и
осмыслить собственное место в кругу близких, коллективе, в мире. Потому
акцент на провинциальность, вынесенный и в название выставки и в
тематику последних работ Серова, скорее обозначение провинциальности по
месту пребывания и т.д. Ибо "уровень художества работ автора не столь
провинциален по масштабу своих размышлений, своим творческим поискам.
Ведь провинциальность категория не географическая, а скорее духовная."
В 1997 году Серов написал серию станковых работ 'Времена
года". В их образном строе органично сочетаются непосредственные
впечатления от натуры и культура вдумчивой, бережной работы в
мастерской, когда первоначальные ощущения обретают композиционное
осмысление и сложную колористическую выразительность, Серов не
"описывает" природу, а стремится понять ее. Поэтому, несмотря на
лиричность его пейзажей, они все же динамичны по внутреннему своему
звучанию. Это достигается и экспрессивностью цветовых решений, и
направленностью ритмов. Работы Серова интересно смотреть. Художник, за
присущей ему внешней холодностью и рационализмом, скрывает глубокие и
сильные чувства. Работы художника хранятся в Саратовском государственном
художественном музее им. А.Н. Радищева, Литературном музее им. К.
Федина, Хвалынской картинной галерее им. К. С. Петрова-Водкина, в
частных коллекциях нашей страны и за рубежом.
Невозможно отрицать, что С. Серов - интересная личность,
созданная миром своих работ. Это мир одного художника - в чем-то
противоречивый, замкнутый, упование в котором - в основном на труд,
самоутверждение - через преодоление препятствий, возможно, и при
определенных потерях. Смелый замысел Сергея найти на достаточно
проторенной дороге свою неповторимость, его вдумчивое отношение к своему
предназначению, как к искусству, а не ремеслу для изготовления рыночного
товара, стоит приветствовать. Выставка же доказала, что художнику по
силе решение больших задач, сейчас он - в расцвете творческих сил.
|