25 Апреля
  • Постоянные выставки
  • 26 Апреля
  • Постоянные выставки
  • 27 Апреля
  • Постоянные выставки
  • 28 Апреля
  • Фестиваль людей с ограниченными возможностями Балаковского муниципального района «Вместе мы сможем больше!».
  • Постоянные выставки
  • 29 Апреля
  • Постоянные выставки
  •          
    Михаил Пономарев

        После окончания живописного отделения Пензенского художественного училища 1963 г. Михаил Яковлевич Пономарев уехал в Балаково. Маленький провинциальный город стал тогда центром масштабного строительства. В искусстве дух времени выразился рождением "сурового стиля", тяготевшего к общественно значимой тематике, монументальности, динамике, плакату. Пономарев выбрал тогда путь гравера. Возможно, этот выбор был обусловлен обстоятельствами, но все же сделан он был не случайно. Пригодились его собранность, терпение, упорство, чтобы овладеть трудоемким и кропотливым ремеслом. Путь от замысла к воплощению не дается в гравюре без усилий, опыта, а результат - не вполне предсказуем.

        Суровому стилю отвечала линогравюра, дающая крупную лаконичную форму, активную энергию штриха. Линогравюры охотно брали на выставки, тиражировали, эстамп распространялся в качестве украшения современного жилища. Пейзаж, городской пейзаж, портрет - по сей день основные темы графики М.Я.Пономарева, отвечающие лирической направленности его творчества. В основном, пейзажами он был представлен на областных, зональных, республиканских, зарубежных выставках. В 1991 году М.Я.Пономарев был принят в Союз художников России. Прозрачные степные пейзажи М.Я.Пономарева запомнились на областных выставках 1970-х годов. Степь окружала художника с детства, он родился в Волгоградской области, окружает и теперь в заволжском Балакове.

        М.Я. Пономарев строит ясные, спокойные композиции, избегая как тесноты, так и незаполненности пространства, равномерно распределяя свет и тени. Волны холмов и изгибы степных речек, редких рощ, деревушек и облаков складываются в ладную мелодию. Она звучит негромко, сердечно, отчетливо... Сквозная серебристость линогравюры хорошо передает характер открытого степного ландшафта. В 1980-е годы М.Я.Пономарев переходит к офорту. Смена техники означает потребность в новых художественных средствах, является знаком изменения художественных ориентиров, творческого развития. В руках художника - уже не резец, а гравировальная игла, более свободная в своем движении на плоскости и послушная воле рисовальщика. Шкала тоновых градаций в офорте дает возможность разнообразных художественных решений.

        Можно заметить, что портреты и пейзажи М.Я.Пономарев стремится решать как сюжетные картины. Городские улицы являются для него постоянным источником сюжетов. Художник не скрывает своей нежности к сохранившимся старым постройкам, ценит их индивидуальность, особенность атмосферы, образующейся вокруг них. Сама офортная техника способствует передаче тонких состояний в пейзаже. Особенно красивы миниатюрные пейзажи М. Я. Пономарева. В жизни современного города зримо соединяются времена и жизненные уклады. В одной из гравюр в поле зрения художника попадает фигурка торопливо идущей девушки, а также дворовой собаки, приостановившейся рядом. Видим мы и частный дворик, кто-то вышел на крыльцо, оглянулся на кошку, прыгнувшую на сарай. Еще действующее лицо - сорока на скворечнике, высматривающая что-то внизу... Заснеженные крыши "частного сектора'' осенены деревьями. - над ними - глухие торцы бетонных новостроек. Все вместе объединяет настроение мягкого зимнего дня, раздумчивое и неторопливое наблюдение художника, созерцающего жизнь, в которой нет деления на главное и второстепенное.

        Закрывая папку с гравюрами М. Я. Пономарева, невольно представляешь портрет их автора. Кажется, что главная его черта - основательность во всяком деле, привычка доходить до всего собственным разумением, сердцем и трудом, не соблазняясь легкостью заимствования. Это положительность личности автора питает художественные впечатления от его картин.



    12.04.2011
  • 28 апреля ''Музыкальная гостиная''
  • 28 апреля Фестиваль людей с ограниченными возможностями "Вместе мы сможем больше
  • 30.04.2008
  • Сайт в разработке
  • Балаковская Художественная Галерея Балаковский Радищевский музей Сайт Радищевского музея в г. Саратов Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Изобразительное искуссво. История Сайт Министерства культуры РФ Сайт - Боголюбовские чтения в Радищевском музее Rambler's Top100