На днях в выставочном зале Центра связи СП "Хемикомп"
открылась выставка работ художника Сергея Зюкова. Она включает в
себя как старые, так и новые произведения.
Правомерной было бы назвать упомянутое мероприятие не
открытием выставки, а ее продолжением, так как работы художника до
самого последнего дня демонстрировались в выставочном зале
ассоциации "Молодежная инициатива". Работы получили, если судить по
записям в книге отзывов, довольно высокие оценки.
В принципе, это неудивительно: в свое время еще до
всяких реформ и прочих коллизий нашей жизни творчеством художника
заинтересовались итальянцы. Предложив неплохую по тем временам
сумму, они получили вежливый отказ. У самого Сергея есть две версии
мотивировок этого странного для нынешнего времени поступка. Первая -
полусерьезна - в то время контакты подобного рода непременно
притягивали взоры "органов". Версия вторая - "за границей, тем более
в Италии, нужно быть представленным по крайней мере шедевром".
Впрочем, нет особой нужды сейчас выяснять мотивы
прошлых решений. Тем более что этот случай - всего лишь эпизод в
творческой биографии художника. Наши сограждане - кто, конечно,
хотел этого - тоже знакомы с творчеством Сергея. Он участник не
только городских, но и областных и зональных выставок.
Еще на заре его творческой деятельности любители
живописи отличали своеобразные манеры художника. Необычное сочетание
красок и неожиданные ракурсы на ранних холстах, акварели с четко
урбанистической направленностью не могли не привлечь внимание.
Это было примерно лет семь назад. До недавнего с тех
пор - ни одной выставки. Но это отнюдь не означает, что художник не
работал: "Я и не думал уходить из творчества. Просто нужно было на
кусок хлеба заработать семье. А потом - пусть не покажется кому-то
высокопарным - я просто искал себя, свой стиль. Но все же остался
верен акварели".
В нынешнем - деревенском - цикле акварелей сама
деревня присутствует как бы незримо, еле ловимым фоном. Акварели
намеренно неярки, все больше полутона - от светлых до темных. В
сочетании с деталями они составляют саму материю картины, где
упомянутый фон - продолжение.
Верный когда-то девизу "я с детства не любил овал",
художник сейчас несколько отошел от него. Фигуры более размыты,
линии сглажены. Внутреннее содержание образов передается формой.
"В принципе, - говорит художник, - я понимаю -
подобный стиль далеко не всем по душе. Но: Мое искусство принадлежит
мне. Хотя пока еще, сколько можно судить, ко всем нам вместе и по
отдельности имеет отношение категория "МЫ" в том самом, замятинском,
смысле. А "мы" - это кто? Искусствовед, приятель, киллер,
ассенизатор? Непонятно. Мне кажется, "мы" органически не расположены
к многомерности мысли, чувства и творчества. Потому что категория
скорее неживая, нежели восприимчивая. Поэтому мое искусство
принадлежит только мне, хотя пишу я для людей: воспользоваться им
может всякий. Хоть сцепщик вагонов, хоть эстет. Мне все равно. Лишь
бы понимали и принимали его".
На этом можно было бы закончить, если бы не одно
уточнение. В сказанном выше, за исключением слов о творчестве, есть
некоторая доля лукавства. Дело в том, что летом, при открытии
городского выставочного зала была организована ассоциация
балаковских художников. С. Зюков - один из трех членов правления
этой новой общественной организации. Учреждена она, кстати,
объединенной администрацией города и района. Цель - помочь
художникам выжить в наше время, не потеряться как творческая
личность. Так что С. Зюков сейчас - не всегда "сам по себе". Хотя он
от этого не страдает, так как говорит, что "приятно все-таки быть
нужным".
А. Дорохов